Forskning (Норвегия): почему все так плохо с экономикой России?

Автор статьи Борд Амундсен.

Статья для удобства ознакомления приведена полностью. Оригинал статьи на сайте Иносми.ру (Россия сегодня).

Участники норвежского научно-исследовательского проекта изучают, как власть элит и их стремление к деньгам тормозит экономическое развитие России. Из содержания статьи непонятно, на чем основано их видение причинно-следственных связей в этой области, но сомнения в собственной правоте, как всегда, отсутствуют.

У России плохие перспективы в области экономического роста

Ярдар Эстбё — профессор Института оборонных исследований возглавляет проект, в рамках которого эксперты пристально изучили экономику нашего большого недемократического соседа.

«В России дела обстоят не так, что президент Путин каждое утро встает, осознавая, что вся власть в стране — его».

«В основе российской системы власти лежат три разные правящие элиты, обычно называемые „кланами»», — говорит Эстбё.

«Эти три клана распоряжаются деньгами и другими ресурсами страны. Путин должен постоянно следить за тем, чтобы между ними сохранялось равновесие».

Именно в этом исследователи видят большую экономическую проблему России.

Элиты и хрупкий баланс сил между ними препятствуют как переменам, так и инновациям.

Это также мешает шансам большинства россиян на улучшение качества жизни.

Самая сильная элита — из службы безопасности

В годы, последовавшие за распадом Советского Союза в 1991 году, многое решали олигархи — люди, сумевшие заполучить себе во владение крупные приватизированные компании. Решали в той степени, в какой они вообще могли между собой договориться.

Когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, он был компромиссным кандидатом, и многие представители тогдашней элиты были согласны, что он годится на роль лидера. Путин должен был защищать членов разных элит от атак друг друга. И ему это удалось, чему способствовала высокая цена на нефть.

«Сегодня самой мощной элитой в России стали люди, имеющие опыт работы в службах безопасности и вооруженных силах», — говорит Эстбё.

Владимир Путин и сам изначально вышел из этой группы, называемой силовиками. По словам исследователя, сочетание политических и экономических факторов внутри страны и за рубежом привели к тому, что именно они сейчас доминируют в России.

«Третья элита — это группа лидеров государственной бюрократии. Но это младшие партнеры среди трех элит, управляющих сегодняшней Россией».

«Чуть ли не главная работа, которую Путин должен делать, вставая с постели по утрам, заключается в том, чтобы не давать этим кланам нападать друг на друга. Примерно так было и в 1990-е годы».

Неписаные правила распределения денег между самыми богатыми

При Путине существуют неписаные правила распределения ресурсов и денег между этими тремя российскими элитами.

Большую часть рабочего дня президент Путин занимается тем, чтобы происходящее между кланами было максимально предсказуемо.

Но Путин не может оставаться на посту вечно, и в последние годы он играл несколько менее заметную роль, из-за чего в элитах начали нарастать волнения, говорит Эстбё.

Конкуренция порождает неопределенность

«Каждый, кто ведет в России экономическую деятельность определенного масштаба, принадлежит к одному из этих трех кланов», — говорит Эстбё.

«Но соперничество между кланами в российской властной элите постоянно порождает неопределенность по поводу будущего».

Это провоцирует дефицит конструктивного реинвестирования денег в российскую экономику.

Представители российской элиты также не могут прийти к единому видению будущего России.

«Еще одно препятствие на пути экономического роста — это общеизвестный факт: лучший способ заработать в России — вонзить когти в большой государственный заказ».

«Но такие заказы всегда получают доверенные Путина», — говорит Эстбё.

В то же время начинать в стране частные проекты крупнее определенного масштаба рискованно. Это тоже замедляет экономический рост.

Постоянный конфликт с Западом

Владимиру Путину и российской властной элите нужно что-то, что могло бы сплотить российский народ.

Для этого они используют русский патриотизм и культивируют, чего бы это ни стоило, представления, что стране постоянно угрожают Запад и НАТО.

Такая позиция предполагает, что Россия все время должна находиться в конфликте с Западом. Но это также подрывает позиции России на международной арене — и перспективы экономического развития страны.

Россия намного больше, чем Норвегия, но общая экономика (ВВП) России сейчас всего лишь в 3,5 раза превышает норвежскую.

ВВП России меньше, чем совокупная экономика пяти скандинавских стран.

Он также явно меньше ВВП такой страны, как Италия, и лишь немногим больше испанского. ВВП Китая сейчас почти в десять раз больше, чем российский.

Десять лет застоя

«В последнее десятилетие в России продолжался период экономической стагнации», — говорит Эстбё.

Вот уже который год низкие цены на нефть также уменьшили суммы, доступные для распределения среди элитных групп. Для президента Путина это связано с постоянными проблемами.

«Несмотря на то, что безработица под контролем, для всей системы характерно отсутствие реформ и инноваций.

Добавим к этому санкции Запада после вторжения России на Украину, хотя санкции не самая большая проблема для экономики России».

Снижает значение власти Путина

Таким образом, Ярдар Эстбё и его коллеги-исследователи не увидели, что президент Владимир Путин является всемогущим «царем», который доминирует в стране как в политическом, так и в экономическом плане.

«Возможно, он и не тот хитрый стратег, каким его часто изображают на Западе. Многое из того, что происходит в России, свидетельствует как раз о том, что Путину не хватает контроля», — считает профессор.

«Чтобы что-то изменить, России необходимо провести экономические и политические реформы. Проблема в том, что такие реформы могут быстро поставить под угрозу баланс сил между элитами. А это, в свою очередь, может угрожать политической стабильности в России».

Провал Евразийского экономического союза

Мрачную картину с экономикой также дополняет тот факт, что главный проект президента Путина — Евразийский экономический союз (ЕАЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Арменией — потерпел фиаско.

Соглашение, вступившее в силу 1 января 2015 года, должно было обеспечить экономическую интеграцию и создать общий рынок со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-членами и 180 миллионами людей, которые там живут.

Исследователь Евгений Троицкий из Томского государственного университета в России указывает в блоге американского Института Кеннана на украинский кризис как на причину развала ЕАЭС. После того, как Россия вторглась в соседнюю страну, многие попытки наладить более тесное экономическое сотрудничество между партнерами из бывшего Советского Союза оказались неудачными.

Планы отложили

Страны ЕАЭС не могут с помощью тарифов и квот не пропускать продукты питания из других государств к себе, но вместо этого они изобретают правила санитарного контроля и ветеринарные проверки.

На сегодняшний день есть планы к 2025 году создать общий рынок нефти, газа и электроэнергии, но в этом отношении еще многое предстоит сделать. Либерализация финансового сектора также отложена до 2025 года.

Больше всего страны ЕАЭС продвинулись в области сотрудничества в сферах науки, туризма и свободного перемещения рабочей силы.

В любом случае, Троицкий считает, что России в экономических отношениях с соседними странами придется использовать больше кнута, чем пряника. И если ей не удастся выйти из тупика в отношениях с Западом, куда дело зашло после вторжения на Украину, то ЕАЭС обречен на застой.

Два исследователя, Голам Мостафаа (Golam Mostafaa) и Моновар Махмуд (Monowar Mahmood), в исследовании от 2018 года, опубликованном в Журнале евразийских исследований, тоже пишут, что в ЕАЭС достигнуто очень мало. Снижение экономического роста в России и недоверие к россиянам со стороны более мелких участников союза после вторжения на Украину эти эксперты также приводят в качестве причин неудачи.

Конференция о России в Осло

Экономисты и политологи, изучающие Россию, в большинстве своем единодушны — с ее экономикой нужно что-то делать.

Но элиты страны не могут договориться ни о том, что именно делать, ни о том, как это можно воплотить.

«Даже в достаточно простых вещах, таких как выделение радиочастот для новой сети 5G, сильные игроки в России не могут прийти к согласию. Так что эта работа продвигается очень медленно», — говорит Эстбё, ссылаясь на собственное тематическое исследование, посвященное именно этому вопросу, в рамках проекта о российской экономике RUSECOPOL.

Материал Иносми.ру (Россия сегодня)